Мысли юристов вслух

Прокофьев Сергей

  • Архив

    «   Сентябрь 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

Компенсация военнослужащим за наем жилого помещения

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 года  № 989 о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 909 были внесены изменения, согласно которым офицерам и прапорщикам, а также и отставникам, вынужденным снимать жилье в ожидании своей или служебной квартиры, увеличат денежную компенсацию за наем жилья.

До сих пор этот показатель был гораздо ниже и напрямую зависел от места службы офицера или прапорщика. Так, согласно Постановления Правительства РФ № 909 было установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем:

в гг. Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей;
в других городах и районных центрах - 3600 рублей;
в прочих населенных пунктах - 2700 рублей.

Данные нормативы были оставлены лишь для рядового и сержантского состава. Не для кого не секрет, что данные суммы являлись смехотворными, по отношению к тем, которые военнослужащие и члены их семей были вынуждены оплачивать за жилье. Если взять в процентном отношении, то в зависимости от региона военнослужащим компенсировались в среднем лишь 10 – 40 % от их затрат. Более в привилегированном положении находились города Москва и Санкт Петербург. А, например, в Екатеринбурге это составляло где-то 15-20 %, то есть покрывало не больше 1/5 стоимости жилья. А есть регионы (в основном небольшие города и населенные пункты), где эта сумма была еще ниже.

По новым правилам вместо фиксированной ставки в Вооруженных Силах Российской Федерации с 30 сентября 2015 года вводится «плавающая» компенсация за аренду жилья.

Ее размер поставили в зависимость от стоимости найма одного квадратного метра общей площади жилого помещения в конкретном регионе, которую ежегодно устанавливает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. По аналогичной схеме сегодня рассчитывают компенсацию федеральным государственным гражданским служащим, переведенным к новому месту службы.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается Постановлением Правительства РФ в размере 24 кв. метров – для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации, уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров – на семью из 2 человек, 43 кв. метров – на семью из 3 человек, по 12 кв. метров – на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.

Как считается, в результате введения новых правил, компенсация за аренду жилого помещения в ВС РФ увеличится и составит: минимальная – 13 600 рублей, а максимальная – 36 000 рублей в месяц.

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 20 сентября 2010 года       № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».

Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - военнослужащие), и совместно проживающим с ними членам их семей (далее - члены их семей) предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации (региональное управление жилищного обеспечения), к которому прикладываются следующие документы:

копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

справка о прохождении военной службы;

справка о составе семьи;

копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции;

справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).

При назначении военнослужащего на воинскую должность либо его увольнении с воинской должности кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации предоставляют данную информацию в структурные подразделения уполномоченного органа в десятидневный срок.

Служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.

В случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии (согласие военнослужащего обязательно) могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы.

Решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, о чем военнослужащему направляется уведомление по рекомендуемому образцу согласно приложению № 3 к настоящей Инструкции.

При поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения, о чем структурным подразделением уполномоченного органа в трехдневный срок направляется военнослужащему сообщение о предлагаемом жилом помещении по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции.

При согласии с предоставляемым служебным жилым помещением военнослужащий в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа согласие с предоставлением жилого помещения, оформленное в корешке № 1 к сообщению о предлагаемом жилом помещении, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции.

При несогласии военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа отказ от предоставления служебного жилого помещения, оформленный в корешке № 2 к сообщению о предлагаемом жилом помещении, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции.

В случае непоступления от военнослужащих, которым направлены сообщения о предоставлении жилых помещений, согласия с предоставлением жилых помещений в течение десяти дней с даты поступления в структурное подразделение уполномоченного органа уведомления о вручении сообщения указанные служебные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим, включенным в список на предоставление служебных жилых помещений.

После этого военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают со структурным подразделением уполномоченного органа договор найма служебного жилого помещения.

При изменении состава семьи военнослужащих, в результате чего площадь служебного жилого помещения, приходящаяся на военнослужащих и членов их семей, стала ниже учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан Российской Федерации общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого служебного жилого помещения, военнослужащим на основании заявления и документов, подтверждающих указанные обстоятельства, поданных в структурное подразделение уполномоченного органа, предоставляется другое служебное жилое помещение в соответствии с настоящей Инструкцией.

Право военнослужащего на предоставление служебного жилья

При поступлении на военную службу по контракту военнослужащий имеет право, а государство гарантирует предоставление ему служебного жилья от федерального органа исполнительной власти, с которым он заключил контракт о прохождении военной службы. Право военнослужащих, проходящим военную службу по контракту, на получение им служебного жилого помещения и сроки его предоставления регламентированы ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих».

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей (далее – военнослужащие) предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащие обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №909).

Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

Выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.

Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем:

в гг. Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей;
в других городах и районных центрах - 3600 рублей;
в прочих населенных пунктах - 2700 рублей.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 % при наличии одного из следующих обязательных условий:

совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов его семьи;

семья военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы, состоявшего на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, состоит из 4 и более человек.

Право военнослужащего на учебный отпуск

За последнее время, не редки случаи, когда военнослужащие контрактной службы стали жаловаться на командование части за то, что последние перестали им предоставлять бесплатный учебный отпуск, предусмотренный действующим законодательством. Контрактникам  рекомендуют проходить промежуточную аттестацию в счет основного отпуска, в связи с тем, что военнослужащий  получает второе образование соответствующего уровня. Назрела необходимость разобраться в трактовке правовых норм, регламентирующих основания и порядок предоставления учебного отпуска военнослужащим, получающим второе образование.  
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 «О статусе военнослужащих» (далее – Закон «О статусе военнослужащих), офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Согласно п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2014 № 1156 «О порядке реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения», учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также офицерам, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Аналогичная норма предусмотрена также и для рядового и сержантского состава. В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2014 года № 1155 «О порядке реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, на обучение…» учебные отпуска и другие социальные гарантии, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно п. 1 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от  16 сентября 1999 года «Вопросы прохождения военной службы» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов):
а) в военно-учебные заведения, адъюнктуру, военную докторантуру и в период обучения в них;
б) в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения) и в период обучения в них.
В соответствии пп. б п. 1 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента РФ 1999 г. № 1237, учебный отпуск предоставляется без каких-либо ограничений.
Отказывая военнослужащим в предоставлении учебного отпуска при наличии у них военного образования, командиры воинских  частей упускают из виду, что обучение граждан, окончивших военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования и не имеющих гражданского среднего профессионального образования или высшего образования, в гражданских профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования не рассматривается как получение ими второго или последующего среднего профессионального образования или высшего образования (абз. 6 п. 5 ст. 19 Закона «О статусе военнослужащих»)
.
На основании буквального толкования указанной нормы усматривается, что если военнослужащий окончил только лишь военные профессиональные образовательные организации, включая высшие учебные заведения, и при этом гражданское образование получает впервые, то согласно вышеуказанной норме он не рассматривается как военнослужащий, получающий второе среднее или высшее образование.
То есть, если офицер, проходящий военную службу по контракту, получает гражданское образование соответствующего уровня впервые, то он имеет право на получение учебного отпуска для сдачи экзаменов. Для военнослужащих рядового и сержантского состава, для реализации данного прав, необходимо соблюсти дополнительное условие – непрерывная продолжительность военной службы военнослужащего по контракту должна составляет не менее трех лет.
Обобщив изложенное, уточним, что военнослужащий контрактной службы не будет обладать правом для предоставления ему учебного отпуска лишь при условии, если он уже имеет гражданское образование соответствующего уровня (и именно гражданское,  а не военное).
Правом воспользоваться учебным отпуском для сдачи экзаменом есть и у военнослужащих по контракту (уже независимо от его звания и независимо от того впервые или нет, он получает образование соответствующего уровня), если военнослужащий направлен на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, если военнослужащий контрактной службы получает гражданское образование впервые или направлен на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором проходит военную службу, то командир воинской части обязан при наличии справки-вызова из учебного заведения и соответствующего рапорта предоставить военнослужащему учебный отпуск. При отказе данное незаконное действие должностного лица можно оспорить у вышестоящего командования, в военной прокуратуре или в судебном порядке.

Право на улучшение жилищных условий военнослужащих

В жизни не редко складывается такая ситуация. Военнослужащий с составом семьи из двух человек (муж + жена) при увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям был обеспечен жилым помещением, скажем 36 кв. м., по нормам действующего законодательства.

Через какое-то время снова поступил на службу в ВС РФ. Далее у них рождается двое детей (или более) и состав семьи увеличивается с двух человек до четырех. Имеет ли право военнослужащий в такой ситуации на улучшение жилищных условий за счет средств Министерства обороны РФ?

Ответ на этот вопрос можно получить, проанализировав Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих».

Согласно абз.1 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Таким образом, из анализа ст. 15 Федерального закона усматривается, что если военнослужащий ранее был уже обеспечен жилым помещением за счет средств федерального бюджета при увольнении с военной службы по одному из льготных оснований и сейчас увольняется так же по одному из трех льготных оснований (по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиям), то право на улучшение жилищных условий у него нет. Поскольку право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Но такое ограничение не распространяется на военнослужащих, увольняющихся по иным основаниям. Следовательно, если военнослужащий увольняется по другим основаниям (скажем по окончанию срока контракта) и имеет выслугу более двадцати лет в календарном исчислении, то он имеет право на улучшение жилищных условий с учетом увеличения членов его семьи на два человека (при условии, что его семья обеспечена менее учетной нормы жилья на одного члена семьи, предусмотренной ст. 51 ЖК РФ).

Помимо изложенного, есть еще одно обязательное условие, которое необходимо соблюсти в такой ситуации. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

То есть, если военнослужащий является (являлся) участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, то он, соответственно, не будет иметь право на улучшение жилищных условий.  

Таким образом, подводя черту, делаем вывод, что для получения права на улучшение жилищных условий военнослужащему необходимо соблюсти четыре обязательных условия:

1. Выслуга военной службы более двадцати лет в календарном исчислении.

2. Увольнение с военной службы происходит не по льготным, а иным основаниям (если военнослужащий  не увольняется, а продолжает служить далее, это пункт можно исключить).

3. Обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

4. Не является (не являлся) участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

При соблюдении данных условий военнослужащему необходимо обратиться с заявлением в территориальные органы, осуществляющие постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. И территориальный орган (региональное управление жилищного обеспечения военнослужащих) должен поставить военнослужащего в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае получения отказа от должностных лиц необходимо в течение трех месяцев оспорить данное решение в судебном порядке.

Предоставление отпуска военнослужащим

В соответствии с п. 1 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года №1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее – Положение) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части.

По просьбе военнослужащего основной отпуск может быть предоставлен им по частям. При этом продолжительность одной части отпуска не может быть менее 15 (пятнадцать) суток.

Продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, устанавливается:

а) военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет  менее 10 лет, - 30 суток;

б) военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет  от 10 до 15 лет, - 35 суток;

в) военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет  от 15 до 20 лет, - 40 суток;

г) военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет  20 лет и более, - 45 суток.

В качестве пояснения хочу заострить внимание, что отпуск военнослужащим рассчитывается при продолжительности военной службы именно в льготном, а не в календарном исчислении.

Продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения  полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала военной службы до окончания календарного года, в котором военнослужащий поступил на военную службу, или от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.

Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В таком же порядке исчисляется продолжительность основного отпуска военнослужащего при досрочном (до исчисления срока контракта) увольнении, если отпуск не использован  ранее в соответствии с планом отпусков.

Отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков.

В случае когда основной и (или) дополнительные отпуска за истекший год не были предоставлены военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется военнослужащему в первом квартале следующего года с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно (п. 14 ст. 9 Положения).

Продолжительность основного отпуска увеличивается (предоставляются дополнительные сутки отдыха) при наличии таких оснований. В случае наличия нескольких оснований для увеличения продолжительности основного отпуска время увеличения суммируется и устанавливается с учетом общей продолжительности отпуска – 60 (шестьдесят) суток.

Общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительного времени отдыха не может превышать 60 суток. В указанное время не засчитывается сутки, необходимые для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Таким образом, на основании анализа вышеуказанных норм следует, что военнослужащему может быть предоставлен основной и (или) дополнительный отпуск только в текущем году или, в крайнем случае, в первом квартале следующего года (с 1 января по 31 марта). Если до истечения первого квартала следующего года (до 31 марта) военнослужащему не был предоставлен какой-либо из отпусков, то согласно действующему законодательству он ему уже не предоставляется.

Чтобы избежать подобной ситуации военнослужащему необходимо в текущем году или, в крайнем случае, до истечения первого квартала следующего года обратиться с рапортом по команде о предоставлении ему неиспользованного (использованного не в полном объеме) отпуска (основного и (или) дополнительного) и в случае отказа обжаловать данные действия командования в суде.

Так же необходимо помнить, что согласно действующему законодательству военнослужащий вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно об отказе командования в предоставлении ему отпуска (части неиспользованного отпуска, как основного, так и дополнительного).    
Страницы: 1 2 3 4 5 6 След.
Укажите контакты и время когда вам удобно получить консультацию
Отправить
Выберите время и оставьте номер телефона, мы вам перезвоним.
Жду звонка
Вернуться к чату
Смотрите также