Мысли юристов вслух

Алексей Морозов - Сообщения с тегом "военная служба по контракту"

О праве военнослужащего на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства

Пунктом 3 ст. 6 ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Читать подробнее...

Жилищная субсидия как обязаловка

Безоговорочное право выбора военнослужащим способа обеспечения жилым помещением претерпело существенные изменения. Вследствие манипуляций с текстом Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», жилищная субсидия и государственный жилищный сертификат остались единственными, на что могут рассчитывать военнослужащие Министерства обороны, которые решили поселиться в населенном пункте, где строительство жилья ведомством не осуществляется. И это, почему-то, стало проблемой для самого военнослужащего, а не государства, которое гарантировало служивым людям предоставление жилища не только по договору социального найма, но и в собственность.

Читать подробнее...

О ветеранах боевых действий в Таджикистане

Четыре года принятые поправки к Федеральному закону «О ветеранах» вселяли надежду и разочарование. Из 23 500 военнослужащих, выполнявших воинский долг на территории Республики Таджикистан в условиях вооруженного конфликта, удостоверения Ветерана боевых действий получили лишь чуть более одной тысячи человек.

Причиной недейственности закона стала неопределенность в понятиях: кого из военнослужащих, служивших в 90-х годах прошлого столетия в Таджикистане, можно отнести к участникам боевых действий, а кого нет. По факту, воспользоваться нормой закона смогли только те военнослужащие, у которых в документах личного дела, как правило наградных листах или представлениях, имелась фраза о выполнении ими боевых задач. Прочим же военнослужащим, не смотря на равные условия службы в период вооруженного противостояния в Таджикистане, отказывали в присвоении статуса Ветерана боевых действий. Обращения в суд так же оказывались безрезультатными.

После огромного числа обращений военнослужащих, проходивших военную службу в Таджикистане, подготовительной работы законодателей и органов власти, сия несправедливость была замечена. В первом чтении в Государственной думе Российской Федерации приняты поправки – уточнения к редакции ФЗ «О ветеранах», касающихся права более двух десятков тысяч военнослужащих, выполнивших воинский долг на территории братского Таджикистана с 1992 по 1997 года.

Пенсия по случаю потери кормильца

[JUSTIFY]Вдова умершего военнослужащего, если является пенсионеркой по старости, имеет право выбора пенсионного обеспечения: получать свою пенсию по старости (страховую пенсию) или пенсию по случаю потери кормильца (исчисляется от размера пенсии умершего супруга). Интерес в данном случае чисто материальный, поскольку следуя за мужем – военнослужащим по гарнизонам, жены военных в итоге под старость имеют минимальный размер страховой пенсии. В то же время пенсия военнослужащих за выслугу лет военной службы в большинстве случаев значительно выше.

Читать подробнее...

Сколько платят военным в самоволке

Как это не странно, но этот вопрос очень даже урегулирован.
Согласно статей 172-173 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (приказ МО РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700), за время нахождения в самоволке 10 и более суток военнослужащим воинской части денежное довольствие выплачивается на основании соответствующего приказа командира в урезанном размере:
проходящим военную службу по контракту - оклад по воинскому званию и оклад по воинской должности по 1 тарифному разряду;
проходящим военную службу по призыву - оклад по воинской должности по 1 тарифному разряду.
Ежемесячные и иные дополнительные выплаты денежного довольствия за указанный период этим военнослужащим не выплачиваются.

При всей логичности данного предписания, «за кадром» остается несколько неудобных вопросов.

Во-первых, отсутствие военнослужащего в воинской части свыше 10 суток без оправдательных причин может составлять уголовно наказуемое преступление. Вышеназванный приказ Министра обороны 2700 предлагает командиру воинской части решать: судить или помиловать, платить или не платить.

Второй вопрос касается правомерности действий командования по сокращению денежного довольствия военнослужащего, который в силу безответственности самого же командования не был своевременно уволен с военной службы.
К примеру, в связи с достижением военнослужащим предельного возраста нахождения на военной службе или окончания контракта, если он не обращался к командованию с рапортом о его продлении, вопросы отпусков, прохождения ВВК, обеспечения положенными видами довольствия должны быть разрешены заблаговременно, до дня Х. Но такое случается последнее время крайне редко. И продолжает он числиться военнослужащим, а потому и получает денежное довольствие до момента исключения его из списков личного состава воинской части, утраты статуса военнослужащего. Но за пределами сроков военной службы о каком самовольном оставлении воинской части может идти речь?

Тем не менее, как показывает практика, подобные меры отдельными командирами принимаются в отношении офицеров, которые должны быть давно уволены, а потому на службе появляются изредка. А законность статей 172-173 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих, похоже, никто еще не обжаловал.

Законность увольнения военнослужащих http://adjutant.su/forum/uvolnenie-s-voennoy-sluzhby/

Очередное звание за лояльность к командованию

В ближайшее время порядок присвоения воинских званий военнослужащим может быть изменен. В Государственную Думу внесены предложения по дополнению статьи 47 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Новшества коснуться военнослужащих – должностных лиц, нарушителей воинской дисциплины и требований по соблюдению антикоррупционных правил.

Наличие некоторого количества дисциплинарных взысканий у военнослужащего, по действующему законодательству, имеет для него финансовые последствия в виде лишения премиальных выплат, а так же может стать поводом для внеочередного рассмотрения военнослужащего на аттестационной комиссии воинской части на предмет увольнения в связи с не выполнением им условий контракта.

Законодательные нововведения предполагают, что в случае незначительных дисциплинарных нарушений, совершенных военнослужащим, или наличие смягчающих вину обстоятельств, в отношении нарушителя вместо увольнения с военной службы может быть применено наказание в виде не представления к очередному воинскому званию. При этом, грубые дисциплинарные проступки или нарушения правил противодействия коррупции, в которых усматривается состав преступления, не исключают осуждения или увольнения офицеров и прапорщиков с военной службы.

Правительство в очередной раз продемонстрировало желание пойти «на встречу» и дать возможность военнослужащему по контракту продолжить военную службу в сложившихся не благоприятных для него обстоятельствах. Но очень сильно напрягает одно обстоятельство: взыскания накладываются военнослужащим по малейшему поводу, чаще всего с нарушениями порядка привлечения к ответственности военнослужащих. Получается, что дисциплинарную практику нарушают сами командиры, а расплачиваться должны подчиненные.

Практика борьбы с неугодными и неудобными офицерами через взыскания и увольнения по не выполнению условий контракта, - давно прижилась в войсках. С принятием поправок в закон, касательно возможности задерживать воинские звания, появиться дополнительные рычаги давления на подчиненных, в том числе для вымогательства.

Пенсия для жен военнослужащих

Не всегда военная служба протекает в крупных областных или районных центрах. Военные городки порой размещаются вдалеке от «цивилизации» и вопрос с трудоустройством жен военнослужащих решиться не может ввиду отсутствия самой работы. Тем не менее, по мере приближения жизни к пенсионному возрасту актуальность подтверждения страхового стажа только возрастает.
Для  тех членов семьи военнослужащего, кому приходилось вынуждено обходится без работы, следуя за мужем по отдаленным военным гарнизонам, при оформлении пенсии следует в первую очередь обратиться к закону «О статусе военнослужащих».
В п. 4 ст. 10 указанного нормативного акта определено, что супругам военнослужащих по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих - граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Далее, как в п. 1 пп. 7 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, так и принятому в замен его ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (п. 1 пп. 7 ст. 12) установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
Всего 5 лет, но это лучше чем ничего. Возможно, законодателем предполагается, что военная служба в заменяемых отдаленных районах не превышает указанные сроки. Однако, законодатель имеет ввиду общую картину, а на практике из «дыр» военнослужащие порой не могут и десятилетиями вырваться.
Для подтверждения периода проживания с супругом в местности, где трудоустройство было невозможно, с воинской части следует потребовать справку в подтверждение надлежащего факта. Двух слов будет недостаточно. Выдаваемый документ должен содержать исчерпывающий перечень информации, соответствовать пенсионному законодательству.
В справке должны быть указаны сведения как относительно самого военнослужащего, так и проживающей с ним супруги.
Сведения о военнослужащем: воинское звание, фамилия, имя и отчество, период прохождения военной службы по контракту, номер воинской части, наименование учреждения или предприятия, организации, где проходила военная служба супруга.
Относительно супруги в справке указываются, помимо ее фамилии, имя и отчества, сведения о том, что она проживала вместе с мужем (фамилия, имя и отчество), и что в период с__ по __ не работала в связи с отсутствием возможности трудоустройства.
Выдаваемый документ должен содержать реквизиты воинской части или иной организации, выдавшей справку, номер и дату выдачи справки, основание выдачи. Справка заверяется должностным лицом подписью и печатью организации с указанием должности подписавшего, его фамилии и инициалов.

Как военнослужащему стать участником НИС

Накопительно-ипотечная система в войсках существует не первый год. Однако вопросы о том, как стать ее участником остаются. Беспокойство в первую очередь проявляют граждане, которые решили вернуться в армейский строй или впервые поступают на военную службу.
Для начала нужно понимать, что вопросы участия военнослужащих в накопительно-ипотечной системе (НИС) имеют детальную регламентацию в принятых нормативных актах от Федерального закона до приказов Министра обороны Российской Федерации.  В воинских частях организация работы с кандидатами, изъявившими желания стать участниками НИС, возлагается на должностное лицо, которое назначается приказом командира войсковой части.
Ответственное лицо в воинской части организует информирование всех граждан о НИС, ведет учет военнослужащих, которые в силу закона имеют право стать участниками этой программы, на не возложена обязанность по подготовке необходимых документов на военнослужащих, изъявивших желание участвовать в НИС. Это же должностное лицо ответственно за своевременное рассмотрение жалоб и обращений военнослужащих, касательно участия в НИС, выработку предложений по устранению недостатков. Поэтому по всем возникающим вопросам самое лучшее – это выявить, кто в воинской части занимается НИС и все возникшие вопросы решить с ним.
Желание стать участником НИС военнослужащий выражает письменно, через рапорт. В случае положительного рассмотрения обращения ответственное в воинской части лицо формирует пакет документов для включения военнослужащего в соответствующий  реестр в качестве участника ипотечной программы. При этом, на командиров воинских частей возложена персональная ответственность за своевременность рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений. Работа командования части по НИС принятием рапортов и формированием списков не заканчивается. Через воинские части по участникам НИС уточняются сведения, вносятся изменения в реестр и др, практически до увольнения военнослужащего в запас (отставку).
Не исключена ситуация, когда ответственное должностное лицо оказывается не вполне компетентным или допустило нарушения, повлекшее ущемление прав военнослужащего. В подобных случаях, в зависимости от сложности, можно обратиться к специалистам в региональное управление жилищного обеспечения военнослужащих, где аккумулируются все сведения с воинских частей об участниках НИС для дальнейшей реализации. Иногда обращение в суд следует рассматривать как возможность восстановления в правах на участие в НИС, в том числе срока с момента первого обращения.
В настоящее время оснований включения военнослужащих в реестр стало больше, они указаны в п. 13 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166 г. Москва "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Подробности на http://adjutant.su/forum/zhilischnye-prava-voennosluzhaschih-i-chlenov-ih-semey/kak-voennosluzhaschemu-stat-uchastnikom-nis

Максимальный срок военной службы по контракту увеличен

Военнослужащим по контракту Вооруженных сил Российской Федерации увеличили максимальный срок прохождения военной службы. Законодательно вопрос о сроках пребывания в строю закрепил Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Если военнослужащему в воинском звании полковник и ему равном установлен предельный возраст 55 лет, то другим категориям военнослужащих, в том числе сержантскому составу, офицерам младшего и среднего звена срок военной службы увеличен до 50 лет. Но установленный законом максимальный срок пребывания на военной службе не исключает продления контракта военнослужащим по рекомендации аттестационных комиссий воинских частей сверх предельного возраста.

Закон устанавливает переходный период и возможность увольнения для желающих военнослужащих в с военной службы со всеми правами, предусмотренными законодательством в старой редакции.


Ознакомиться с Федеральным законом № 64 от 02.04.2014 г. http://adjutant.su/forum/zakonodatelstvo/uvelichen-srok-voennoy-sluzhby

О ротации офицеров вооруженных сил

Смена места военной службы офицерами вооруженных сил не является нововведением. Плановая замена существовала и ранее, но в первую очередь затрагивала военнослужащих по контракту, проходивших военную службу в заменяемых районах: районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности, а также районы с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. В перечень заменяемых подпадали  и воинские части, дислоцированные вне пределов Российской Федерации. Замена в других регионах отсутствовала, военнослужащие меняли воинские части только в порядке продвижения по службе либо по семейным обстоятельствам.

Читать подробнее...