Мысли юристов вслух

Алексей Морозов - Сообщения с тегом "права военнослужащих"

Отселение из ЗВГ

Граждане, оставшиеся проживать в бывших закрытых военных городках по причине их открытия и снятые с очереди нуждающихся в получении жилого помещения либо исключенные из списков на получение государственных жилищных сертификатов (ГЖС), получили возможность выехать из городков посредством получения ГЖС.
Право на получение социальной выплаты, как следует из п. 5 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, вернули гражданам, которые уволены с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка.
Для восстановления права на получение ГЖС гражданам необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Региональное управление жилищного обеспечения военнослужащих. Отказ в восстановлении прав может быть обжалован в суде.

О праве военнослужащего на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства

Пунктом 3 ст. 6 ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Читать подробнее...

Жилищная субсидия как обязаловка

Безоговорочное право выбора военнослужащим способа обеспечения жилым помещением претерпело существенные изменения. Вследствие манипуляций с текстом Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», жилищная субсидия и государственный жилищный сертификат остались единственными, на что могут рассчитывать военнослужащие Министерства обороны, которые решили поселиться в населенном пункте, где строительство жилья ведомством не осуществляется. И это, почему-то, стало проблемой для самого военнослужащего, а не государства, которое гарантировало служивым людям предоставление жилища не только по договору социального найма, но и в собственность.

Читать подробнее...

Временное жилье, проблемы и решения для военнослужащих

Не смотря на то, что в приказах военного ведомства отсутствует понятие «временного жилья», по факту с этим военнослужащим приходится встречаться и преодолевать проблемы, которое оно создает.
В качестве иллюстрации приведу следующий пример: военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 года, жилищная комиссия в 2001 году признает нуждающимся в получении жилого помещения, в 2003 распределяет ему служебную квартиру в закрытом военном городке по нормам менее определенных законом, в 2006 году в связи с утратой военным городком статуса закрытого взамен служебного ордера выдают договор социального найма на занимаемую квартиру, а в 2015 исключают его из Единого реестра нуждающихся в жилье военнослужащих по причине обеспеченности жильем в соответствии с установленными в месте проживания учетными нормами на каждого члена семьи.
Формальные основания к тому имеются. Но надо понимать, и законодательно это прописано, что учетная норма площади жилого помещения - минимальный размер, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения исключительно в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Следовательно, наличие в пользовании военнослужащего жилого помещения  общей площадью, превышающей учетную норму на каждого члена семьи, не ведет автоматически к утрате права на получение жилого помещения по договору социального найма.
Применительно к рассматриваемому случаю следует еще указать на п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. В первую очередь данная  норма закона предполагает право граждан, военнослужащих в том числе, на получение жилого помещения по нормам, установленным на момент их признания нуждающихся в жилище. Норма предоставления жилого помещения военнослужащим и членам их семей закреплена ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Далее, согласно п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы, в т.ч., в случаях улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
То есть если военнослужащему предоставляется жилое помещение менее 18 кв.м. на человека, он вправе от него отказаться или согласится на получение такой квартиры. При этом, вопрос об оставлении его в числе очередников или снятия с учета должен оговариваться особо и отражаться в протоколе, решении уполномоченного органа, письменном заявлении. Соответственно, в условиях отсутствия решения уполномоченного органа об исключении из числа очередников и письменного согласия военнослужащего предполагается, что по установленным законом нормам семья военнослужащего жильем не обеспечена и остается нуждающейся в нем.
Не смотря на то, что вышеназванная Инструкция ушла в прошлое, допущенные при вынесении жилищными комиссиями воинских частей ошибки регулярно всплываю в настоящем. Судебные разбирательства по восстановлению военнослужащих в Едином реестре носят регулярный характер.
Коротко, относительно примера, вышеизложенное можно резюмировать следующим образом: если военнослужащий в 2001 году в установленном порядке был признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, состоял на учете, не был обеспечен жильем по установленным нормам как в 2006 г, так и  в настоящее время, то и оснований у уполномоченного органа для снятия его с учета отсутствуют.

Кадровая политика или что рассматривают в судах

Все дела о восстановлении увольняемых военнослужащих на военной службе условно можно разделить на две большие группы: уволенные непосредственно по инициативе командира воинской части и по приказу вышестоящего командования (командующего армией, военного округа). Вроде как одно и тоже, да не совсем.
Не понравился командиру воинской части какой-то офицер и началось: взыскания одно за другим, угрозы уволить, требование написать самому военнослужащему рапорт на увольнение по собственной инициативе, а если отказался писать рапорт – организуется проведение аттестационной комиссии и … пошли документы на увольнение. Это коротко, но в среднем так выглядит схема избавления от неугодного подчиненного. И она схожа, не зависимо от военного округа или рода войск, что на Северном Кавказе или Урале, мотострелковых или ракетных войсках стратегического назначения. Заслуги и возраст не учитываются, под раздачу попадают как выпускники – лейтенанты, так и старшие офицеры, у которых за плечами 15-20 выслуги военной службы. Благо дело, не все исполнители командирских указок дружат с законами и документы стряпают тяп-ляп, а потому получаются они с нарушениями, что не исключает их отмены (при желании самого увольняемого, конечно).
Что является причиной такого пренебрежительного отношения к кадрам? Инициатива командира воинской части, как правило, связана с личной или корыстной заинтересованностью (должностного лица, государева человека). Это может быть личная неприязнь, предвзятое отношение, вседозволенность, а также плохое настроение или… (разве мало амбиций у начальников или комплексов неполноценности). К тому же единоначалие в нашей армии никто не отменял, а потому для отдельных руководителей понятие «командир» и «барин», - одно и тоже, то есть что хочу, то и ворочу.
С другой стороны армия, как в зеркале, отражает и перенимает все, что творится в обществе и властных структурах. Если в руководстве муниципальных образований, государственной власти или бизнесе руководитель подбирает под себя команду, то почему бы не делать этого и командиру воинской части или соединения, объединения!? Если видит он на конкретной должности другого офицера или прапорщика (из личных симпатий или как профессионала своего дела), то стоящему на должности военнослужащему очень скоро может и не поздороваться.
Приказы от вышестоящего начальника, скажем командующего военным округом, касательно увольнения кого-либо, поступают, как правило, после определенного происшествия, получившего широкую огласку.  С одной стороны, все верно: кто-то должен отвечать за происшествие. Но всегда ли эти происшествия являются следствием деятельности или бездеятельности должностного лица, назначенного «крайним»!?. Относительно осужденных, – конечно преступники в армии не нужны. Однако, состав преступных действий не одинаков, может иметь и не иметь тяжких последствий, иметь корыстный или иной характер, или просто являться следствием стечения обстоятельств. Да и приговоры отличаются: кому-то присуждают штраф, кого-то осуждаются к отбыванию наказания условно или реально. Но почему привлечение к уголовной ответственности военнослужащего, не зависимо от совершенного правонарушения и последствий, должно заканчиваться увольнением с военной службы!? Даже приговора зачастую не дожидаясь, спешат от него избавиться и доложиться руководству.
Конечно, есть и такие военнослужащие, чье увольнение вызвано именно злостными нарушениями воинской дисциплины. Но в суд они, как правило, не обращаются. Впрочем, далеко не все офицеры, чье увольнение произведено с явными нарушениями и не обоснованно, тоже идут в суд постоять за себя и свои права. Одни считают, что приказы не осуждаются, другие не хотят подставлять командира, который их же и подвел под увольнение, а для некоторых подобные разбирательства ниже своего достоинства.
Стоять за свои права или нет, - дело выбора. Только безнаказанность множит злоупотребления со стороны должностных лиц, а страх подчиненных не попасть под раздачу ничуть не уменьшается. И все по кругу: командир всегда прав. Если командир не прав – смотри пункт первый. Только вот командиры, последнее время, как перчатки, меняются, устремляясь вверх по карьерной лестнице (особенно те, кого есть кому двигать или за что). И что им ломать свою голову и карьеру, пытаясь вникнуть и встать на защиту своего подчиненного.
Но дело не только в моральных принципах. Поражение в социальных правах увольняемых военнослужащих всегда имеет материальную основу. Что можно потерять: право на пенсионное обеспечение по выслуге лет военной службы, право на получение жилого помещения за счет средство федерального бюджета, денежное довольствие, премии и прочее, в том числе оплату проезда в места оздоровления и отдыха.  Это не считая разрушенных жизненных планов, семейного благополучия бывшего военнослужащего, потерю здоровья, оскорбленного самолюбия, разочарования … и т.д. и т.п. Некоторые особенности увольнения с военной службы обсуждались на страницах форума http://adjutant.su/forum/uvolnenie-s-voennoy-sluzhby/
Возможно, это негласное правило или система в управленческих решениях. А возможно следствие поверхностного, легкомысленного и непрофессионального служебного разбирательства происшествий. Или страх начальника самому оказаться неугодным подчиненным. Крайнего можно выявить (назначить) и без особых выяснений обстоятельств. Проще уволить и забыть. Формальность, если не сильно углубляться в суть вопроса. Страна большая, людей много. Кадровый вопрос не проблема. И может не все так и плохо, как видится.

Как военнослужащему признать членом семьи не родного ребенка

soderzhanie-2.jpgoblozhka-2.jpgНовая книга «Вопросы признания членом семьи военнослужащего» из серии «За права военнослужащих» содержит рекомендации для военнослужащих, в том числе состоящих в запасе, как успешно решить вопрос с получением жилья на всех членов своей семьи, в том числе не родных  детей, внуков или престарелых родителей.  Последовательное описание действий, примеры заявлений и исков для суда, других процессуальных документов, взятые из практики, - все это позволит любому заинтересованному лицу стать экспертом по вопросу кого и на каком основании из совместно проживающих можно отнести к членам своей семьи, а в каких случаях потребуется установление факта иждивенчества или усыновление ребенка.
Начиная военную службу в 17 лет или позднее, военнослужащие по контракту, от рядового до генерала, могут завершить ее через десять, двадцать и более лет. За это время рождаются дети, внуки. Служба в военных городках, отдаленных местностях, постоянные переезды не дают возможности улучшать жилищные условия каждому в отдельности.
Но государство в лице Минобороны или иного силового ведомства предоставляет жилище или субсидию для ее покупки, строительство дома исключительно военнослужащим, супругам и родным детям. Права других лиц, живущих на одной жилой площади, в этом вопросе существенно ограничены.
Признание в судебном порядке членами семьи детей супруги (супруга) от первого брака, своих внуков, родителей, иных граждан, проживающих совместно с военнослужащим, дает возможность решить жилищный вопрос, обеспечив всех и каждого жилым помещением по определенным нормам, а не только тех, чей статус в качестве таковых определен законодательно. А учитывая тот факт, что стоимость одного квадратного метра жилья равна  нескольким десяткам тысяч рублей, получение положительного судебного акта, подтверждающего права членов семьи на эти метры, имеет очень  важное значение.
Если для кого-то информации, изложенной в книге и ответов на вопросы будет не достаточно, всегда можно проконсультироваться у нас на форуме или обратиться с личным вопросом на почту автора книги morozov@adjutant.su  

Максимальный срок военной службы по контракту увеличен

Военнослужащим по контракту Вооруженных сил Российской Федерации увеличили максимальный срок прохождения военной службы. Законодательно вопрос о сроках пребывания в строю закрепил Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Если военнослужащему в воинском звании полковник и ему равном установлен предельный возраст 55 лет, то другим категориям военнослужащих, в том числе сержантскому составу, офицерам младшего и среднего звена срок военной службы увеличен до 50 лет. Но установленный законом максимальный срок пребывания на военной службе не исключает продления контракта военнослужащим по рекомендации аттестационных комиссий воинских частей сверх предельного возраста.

Закон устанавливает переходный период и возможность увольнения для желающих военнослужащих в с военной службы со всеми правами, предусмотренными законодательством в старой редакции.


Ознакомиться с Федеральным законом № 64 от 02.04.2014 г. http://adjutant.su/forum/zakonodatelstvo/uvelichen-srok-voennoy-sluzhby

Размер субсидии на жилье военнослужащим

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 утверждены Правила расчета субсидии для приобретения и строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», выплачиваемых военным на покупку жилья. Настоящие Правила не отменяют право на получение военнослужащими квадратных метров жилья в натуре в избранном для постоянного проживания месте жительства. Но теперь населенный пункт для проживания по увольнению в запас можно менять один раз.

Читать подробнее...

Льготы на отдых отменяются

Вот и дождались первых сюрпризов повышения денежного довольствия военнослужащим. Начиная со следующего года состоящие на военной службе граждане, а также офицеры и прапорщики запаса с семьями отдых и лечение на турбазах и санаториях Министерства обороны России будут оплачивать в полном объеме из получаемого денежного довольствия и пенсии. Отменяется и бесплатный проезд поездом или самолетом служивых людей с семьями к местам отдыха. Одним словом, как заявлено Министерством обороны, - «офицерское жалование вырастет в 2,5-3 раза, поэтому армейские семьи смогут стопроцентно оплатить не только свой отдых, но и дорожные издержки».

Читать подробнее...

Страницы: 1 2 След.