Мысли юристов вслух

Алексей Морозов

  • Архив

    «   Сентябрь 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

О праве военнослужащего на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства

Пунктом 3 ст. 6 ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Однако, со стороны уполномоченных органов, ведающих вопросами жилищного обеспечения военнослужащих, зачастую ставятся препятствия в реализации данного права людей в пагонах. Один из поводов отказа в постановке в очередь на получения жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства – наличие у семьи военнослужащего жилого помещения в собственности или по договору социального найма по месту прохождения военной службы или ином населенном пункте.
Тем не менее военнослужащий с согласия всех совершеннолетних членов своей семьи вправе вернуть полученную от государства по договору социального найма квартиру и данные действия сдающего не будут считаться ухудшением жилищных условий. Передача приватизированной квартиры возможна только после ее расприватизации, т.е. перевода в социальный найм.  Отказ в принятии жилого помещения у военнослужащего не правомерен, если только данное обстоятельство не связано с изменением постоянного места жительства по увольнению или переводом к новому месту военной службы.
Вышеназванное право военнослужащего закреплено следующими нормами права.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения,  предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 14 указанной статьи Закона предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Приведенные нормы Закона подтверждают право военнослужащего избирать место проживания после увольнения с военной службы, а так же обязанность исполнительных органов власти (МО РФ, МВД РФ и др. силовые ведомства, в которых предусмотрена военная служба) на обеспечение жилым помещением военнослужащих и членов их семей при перемене места жительства. Законом определен порядок обеспечения жильем военнослужащих при увольнении с военной службы, но он не содержит каких-либо препятствий для постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в случае не обеспеченности военнослужащих жилым помещением по месту прохождения военной службы.

Жилищная субсидия как обязаловка

Безоговорочное право выбора военнослужащим способа обеспечения жилым помещением претерпело существенные изменения. Вследствие манипуляций с текстом Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», жилищная субсидия и государственный жилищный сертификат остались единственными, на что могут рассчитывать военнослужащие Министерства обороны, которые решили поселиться в населенном пункте, где строительство жилья ведомством не осуществляется. И это, почему-то, стало проблемой для самого военнослужащего, а не государства, которое гарантировало служивым людям предоставление жилища не только по договору социального найма, но и в собственность.
При этом пунктом 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим и  членам их семей гарантировано, по выбору, предоставление жилого помещения или выделение денежных средств на их приобретение. Союз «или», почему-то, используется тем, кто дает, а не кому дано право выбирать.
Закон содержит исключения из вышеназванного правила: пунктом 19 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
А если какого-либо жилья вообще никогда не предлагалось и избранное место жительства не менялось? Почему субсидию буквально навязывают? Конечно, можно отказаться от нее, и с очереди никто этого военнослужащего не исключит, но и покупать для него жилье, а тем более строить никто не будет.
Разве такое положение дел не ограничивает жилищные права военнослужащего, не противоречит действующему законодательству? Не берется во внимание и положение статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой  к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. То есть в случае, когда у военнослужащего право на получение жилого помещения по договору социального найма возникло до принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации, то и закон должен быть применен в редакции на дату возникновения права. Кроме того, нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих», касающиеся вопросов обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, не могут противоречить жилищному законодательству, в т.ч. и Жилищному кодекса Российской Федерации.
Но это всего лишь теория. На практике вместо требуемого жилого помещения при отказе от предлагаемой военнослужащему жилищной субсидии на основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» его увольняют с военной службы в запас. Поэтому прежде чем отказываться от жилищной субсидии, имеет смысл подумать о последствиях этого шага.

О материальной ответственности военнослужащих

Вопросы материальной ответственности военнослужащих урегулированы Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» и соответствующим приказом Министра обороны РФ от 04.08.1999 N 345 "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих".
Касательно порядка привлечения военнослужащих к полной материальной ответственности следует отметить, что согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части, а возмещение ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.
Возмещение ущерба военнослужащим допускается и в добровольном порядке.
Нарушение порядка привлечения военнослужащего к материальной ответственности дает последнему право на обжалование действий командования, в том числе в судебном порядке через гарнизонные военные суды путем подачи административного иска.

Реализация военнослужащими права на обучение

Несколько документов, регламентирующих порядок обучения и переобучения военнослужащих.


Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1155)

Порядок выдачи гражданам, прошедшим военную службу по призыву, рекомендаций для приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
(утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2013 г. N 633 )

Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту
(утв. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 г. N 95 г.)

О мобилизационном людском резерве

15.09.2015 года вступило в силу Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. N 933 г.
Данным Положением определенно, в том числе, кто может состоять в мобилизационном людском резерве, какое время, за что исключают из него и сколько резервисты будут получать. Все эти вопросы определяются контрактом, предусматривающим и материальную ответственность за его досрочное расторжение.
Для чего нужны резервисты – для участие в войне, воинских учениях и при чрезвычайных ситуациях. Профессиональные навыки будут формировать в период военных сборов.
Положением определены возрастные границы резервистов:
- в заключении контракта отказывают состоящим в запасе от рядового до прапорщика, возраст которых 42 года и старше;
- для младших офицеров возрастной потолок увеличен до 47 лет;
- военнослужащие запаса в воинском звании от майора и подполковника контракт могут заключить до 52 лет, полковники и капитаны 1-го ранга – не старше 57 лет.
Кроме мобилизационного резерва Положение предусматривает формирование мобилизационного людского ресурса, - просто военнообязанные граждане, которые и к армейским сборам привлекаться будут реже, и в случае военной обстановки  под ружье будут ставиться вторыми, после резервистов.

Кодекс административного судопроизводства РФ

С 15.09.2015 г. вступил в силу и подлежит применению Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 N 21-ФЗ.
Вместо заявителей, заинтересованных лиц появились понятия Административный истец и Административный ответчик. Соответственно несколько видоизменилась и форма подаваемого в суд заявления – вместо заявления об обжаловании действий (решений) органов военного управления в суд представляется Административное исковое заявление.

Примерная форма административного иска

В Екатеринбургский гарнизонный военный суд
620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, 26
Административный истец:
________ФИО_____________
________ адрес ____________, тел. ___________
Административные ответчики:
ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ (пример)
г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 5

Госпошлина 300 руб.

Административное исковое заявление

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от _____2015 года № _______ _______ФИО__________ и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Вышеназванные решения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ считаю не основанными не законным по следующим основаниям……
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

На основании вышеизложенного,

ПРОШУ:
1. Признать решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ____2015 года № ____ о ______________- не законным.
2. Обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ _________________________________ .

Я согласен, что уведомления о подготовке дела к судебному разбирательству и извещения о месте, дате и времени судебного заседания в Екатеринбургском гарнизонному военном суде, а также при рассмотрении этого дела Уральским окружным военным судом будут направлены на мой номер мобильного телефона ________________ sms-сообщением.

Приложение:
1. Копия заявления.
2. Копия решения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ___2015 года № ____ в 2-х экз.
3. др. документы и доказательства.
4. Копия доверенности представителя (при участии представителя).
5. Копия диплома представителя о высшем юридическом образовании (если представитель не имеет статуса адвоката).
6. Квитанция об уплате госпошлины.

«____» сентября 2015 года _________// ___ФИО_____

Требования, предъявляемые к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями изложены в статье 220 Кодекс административного судопроизводства РФ, в которой, в частности, говориться, что в исковом заявлении должны быть указаны:

сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);
нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.


Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 N 21-ФЗ прилагается
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 18 След.
Укажите контакты и время когда вам удобно получить консультацию
Отправить
Выберите время и оставьте номер телефона, мы вам перезвоним.
Жду звонка
Вернуться к чату
Смотрите также